Вадим Кривохатько

Вадим Кривохатько

Вадим КРИВОХАТЬКО: “Предлагаю губернатору в прямом эфире выяснить, кто из нас коррупционер”

Вадим КРИВОХАТЬКО: “Предлагаю губернатору в прямом эфире выяснить, кто из нас коррупционер”
Народный депутат Украины, член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам предотвращения и противодействия коррупции накануне начала очередной сессии ВР рассказал о своих впечатлениях от работы парламента, ситуации в округе и конфликте с председателем Запорожской ОГА

– Открывается новый политический сезон. Для вас начинается третий год работы в Верховной Раде, можно уже сравнивать ожидания после обретения мандата и депутатскую работу. Ожидания оправдались?
– У меня не было никаких иллюзий перед вхождением в сессионный зал Верховной Рады в 2014 году. Опыт 2004-го года тоже ведь никуда не делся.
Тем боле, что мы же видели как формировались списки в 2012 году, как выставлялись кандидатуры на мажоритарных округах. Как округа "сдавались". Этим грешили все политические силы. Досадно, что в Запорожской области партия "Солидарность" отдавала округа людям, далеким от участия в Революции Достоинства или там выставлялись заведомо непроходные кандидаты...  Этот шаг навредил партии. Считаю, что блок Порошенко серьезно недобрал в нашей, Запорожской области.
Навредили и последующие закулисные размены должностей – в обмен на лояльность. Не говоря уже о прямых продажах. Из-за чего на руководящих постах оказывались люди, которыми должны были бы заниматься компетентные органы.
– Отсутствие романтических иллюзий это, наверное, хорошо. Тогда какие прагматические цели ставил перед собой новоиспеченный народный депутат Кривохатько?
– Поскольку избирался я в одномандатном округе [№82, – ред.], то во главе угла стоят интересы жителей этого округа.
Вообще-то депутат парламента должен быть эдакой "машиной для голосования". В хорошем смысле. Вроде бы все просто – изучая ситуацию на округе, анализируя ее, общаясь с избирателями, парламентарий обязан продуцировать такие законодательные изменения, которые шли бы на пользу обществу. Разрабатывать их самому или действуя совместно с коллегами. Изучать предложения других, может, даже, оппонентов, и пытаться усовершенствовать их своими предложениями и поправками.
К сожалению, сейчас депутат-мажоритарщик зачастую вынужден действовать в режиме эдакой аварийно-пожарной команды: где-то кого-то милиция обидела, где-то кого-то врачи не долечили, где-то бюджетные средства "ушли – не дошли", или вот в Пологовском районе арендатор ставков так воспарил, что уже стреляет по людям и т.д.
Но самое неприятное – Верховная Рада так и не работает в режиме настоящего парламента. Работа ВР построена таким образом, что ты не можешь глубоко вникнуть в законопроект, даже если ты специалист в какой-либо сфере. Просто нет на это времени.
Очень часто законопроект, который выносится в зал для голосования, попадает депутату в руки за несколько часов до этого. В семь утра ты получил сто страниц, а через три часа уже надо голосовать. И остается либо выйти из зала, чтобы не голосовать за нечто тебе неизвестное, или отдавать свой голос, полагаясь на мнение руководителя фракции. Или тебя давят аргументом, что закон подан Президентом или правительством, крайне нужен стране. А ты не веришь, что люди на таких постах не могут быть дураками или обманщиками.
– Примеры таких ситуаций?
– Децентрализация. Мы чего хотим? Просто уменьшить количество советов, чисто арифметически?
Мы хотим получить жизнеспособные громады? Но получим ли мы их, если объединим три бедных общины, хронически зависящие от дотаций и субсидий?
По моему мнению, сначала надо было решительно отказаться от такого института как районные государственные так и областные администрации.
– Так вы же были председателем райгосадминистрации!
– [Смеется] Так именно поэтому! Функции райгосадминистраций не имеют ничего общего с местным самоуправлением. Народовластием, если хотите. При них райсоветы избранные прямым голосованием жителей района, превращены в статистов.
Если люди могут избирать депутатов, то почему они не имеют права выбрать себе судью, прокурора, начальника полиции (при наличии у них необходимого образования и опыта) в своем районе? В западных странах, например, в США и Швейцарии, должность судьи выборная. Даже в тоталитарном СССР проводились выборы судей. В тех же США даже местные прокуроры избираются гражданами. Сегодня на все эти должности назначаются сверху и главная задача – нравиться тому, кто назначил. Громада уже где-то сбоку.
Если на должности оказался негодяй, люди не могут от него избавится. Если же наоборот, судья, прокурор, начальник полиции проявил принципиальность, стал на сторону правды – его снимут с должности по щелчку пальцев. Потому что кто-то отвез торбу в Киев.
– Какие законопроекты подготовил народный депутат Кривохатько?
– Пока их тринадцать. Некоторые поданы совместно с коллегами по Верховной Раде, некоторые подготовлены мной лично.
Отмечу постановление об увольнении Арсена Авакова с должности министра внутренних дел. Потому что я не считаю его специалистом, имеющим опыт в работе правоохранительных органов. На этом месте должен быть человек без «шлейфа».
Подан законопроект о введении в Верховной Раде института парламентских приставов. Наблюдая безобразное поведение некоторых коллег в сессионном зале, все эти драки и драчки, мне было стыдно. Поэтому присутствие двух-трех крепких парней, защищенных законом, может остудить горячие головы. В парламентах многих стран такие приставы действуют и ничего, демократия не страдает. И все – без грубого применения физической силы. Регламентный комитет почему-то упирается.
Большая же часть моих предложений касается земельных отношений в сельском хозяйстве. Например сегодня действует норма, запрещающая налоговой принимать к отчетности договоры, не прошедшие государственную регистрацию. Все это перешло в теневой сектор. Люди, договора которых не прошли государственную регистрацию, не платят налоги или платят их в неполном объеме. И получается, что земля обрабатывается крупными хозяйствами, а налог взимается как с индивидуального хозяйства. Суммы просто мизерные. А если земля принадлежит льготнику, то ничего не платится вообще. Некоторые хозяйства по десять лет обрабатывают землю без оформления. И, представьте, этот законопроет просто блокируется. Под разными предлогами.
Еще один важнейший для бюджета законопроект касается усиления ответственности, в том числе уголовной, за допуск работника к деятельности без оформления трудового договора. Сейчас половина работников сельского хозяйства официально не оформлена.
Кроме ухода от налогов в Запорожской области такие налоговые потери составляют около сотни миллионов гривен, а сельхозработник, не оформленный надлежащим образом,лишается всех законных прав. Ведь при несчастном случае на производстве неоформленный официально работник или его семья лишаются права на какую-либо компенсацию. Прокуратура даже заявления не принимает. Ведь юридически между работником и работодателем никаких отношений и обязательств нет.
Кроме этого я разработал поправки, касающиеся налога на добавленную стоимость для сельхозпроизводителей. Предлагается возобновить специальный режим по НДС, когда бы возврат происходил автоматически и хозяйство имело право тратить эти средства только на профильную деятельность: технику запчасти, удобрения, топливо. Это позволит пополнить оборотные средства и вывести продажу зерна из тени.  Сейчас же огромные объемы зерна продаются за наличные. "Черным" трейдерам. Эти парни легко решают любые проблемы.
– И какова судьба всех этих законопроектов?
– Пока они где-то бродят в комитетах.
– Почему?
– Не знаю. Все улыбаются, кивают и хвалят. Может жабка кого-то поддавливает. Ну как допустить, что, например, парламентские приставы появятся по предложению обычного депутата [смеется]. И потом, как это, я весь такой неприкосновенный народный депутат, а меня кто-то за ухо будет водить. Да ты веди себя нормально! Ты же пришел сюда работать на страну, а не в единоборствах упражняться.
Относительно НДС – очевидно, что задеваются интересы теневого бизнеса.
– Основная проблема на округе?
– Безусловно медицина. Масса злоупотреблений. К примеру томограф. Люди жалуются, что с них берут деньги, хотя все вроде бы должно быть бесплатно. Начинаешь разбираться – теоретически бесплатно, но очередь. А пациентам предлагают – можно без очереди, но за деньги. На том же аппарате! Бесплатном. Бесплатное протезирование – та же картина. По бюджетным программам – нет. За деньги – есть! Те же "бюджетные" протезы.
Еще – земельные вопросы. Для меня будет второй День Победы, когда посадят Шляхового [Владислав Шляховый, и.о. начальника главного управления Госгеокадастра Украины в Запорожской области, – ред.]. Я скажу тогда, что в Украине есть справедливость.
Сейчас практически открыто действует такса 300-500 долларов взятки за гектар для решения вопроса. А семьи погибших в АТО взятку дать не могут и получают на фирменных бланках отказы в оформлении земли.
Да земли свободной валом!
– Где?
– Да по всей области. Вот пример – 600 гектаров земли под Запорожьем неизвестно кем арендуются, без всякого оформления, кто-то получает мзду в карман. Шестьсот гектар это по два гектара на триста ветеранов АТО. Весь этот вопрос можно было в области решить за три месяца.
Но это никому не интересно. Надо устроить хождение по мукам. Довести человека до отчаяния.
– Ситуация с ангиографом затихла?
– Нет. Следствие продолжается и получит логическое завершение. Есть факты, которые опровергнуть невозможно. Тем более, что председатель облгосадминистрации сам признал, что ездил и просил об объективном расследовании. Значит, оно было необъективным. Есть противодействие, поскольку таких ситуаций по стране много и там крутятся большие деньги.
– Ваша конфликтная ситуация с Константином Брылем исчерпана?
– Как бы ему не хотелось – нет. Попытки перевести ее в какую-то плоскость встречных обвинений насчет земельных участков смехотворны.
Я предлагаю Константину Ивановичу провести публичные дебаты. Подискутируем кто больший коррупционер в прямом эфире любого удобного ему запорожского телеканала, кто из нас как нажил свое благосостояние. Если он докажет, что я совершил какие-то коррупционные деяния то я сложу депутатский мандат. Если я предоставлю такие доказательства – пусть он сдаст свое удостоверение председателя облгосадминистрации. Вот и все.